О творчестве и его муках.
20.04.2018 в 16:19
Пишет
Арина Словени:
Интервью с Ириной Некрасовой. «В равных пропорциях волшебство и труд»
Интервью с призером конкурса «Трансильвания-2018» (2-е место в номинации «Малая проза») Ириной Некрасовой
Так вышло, что о рассказе «Чёрно-красный флот» согласились побеседовать два человека, и начнём мы с Павла.
Хочу искренне поздравить тебя с победой в конкурсе и сказать, что я очень рад познакомиться с Настоящим Писателем.
Спасибо, но, думаю, что настоящим писателем меня называть рановато, особенно с большой буквы. Не доросла.Для меня настоящий писатель — тот, кто написал хотя бы одно большое произведение. Роман, например, или большую серию рассказов. О публикации не говорю, потому что сейчас это довольно просто сделать. Так что это не самокритичность, скорее разница в формулировках.
Вселенная, которую ты придумала, яано просит продолжения. Уверен, что и читатели это ощущают, и ты сама: в рассказе ощущается некоторая незавершённость. Это задумка на что-то большее?
Да, рассказ закончен на многоточии, это правда. У меня в голове в самом деле живёт продолжение этой истории. Пока что образ его довольно смутный, но он есть. Как раз планирую замахнуться на роман, после чего смогу с полным правом примкнуть к когорте настоящих писателей. Планы наполеоновские и долгосрочные, так что быстрого воплощения ждать не стоит. Мне хотелось бы раскрыть не только историю Авроры, но и истории некоторых других персонажей, включая вампиров.
Почему именно вампиров? У тебя есть какие-то личные предпочтения, связанные с Детьми Ночи?
В рассказе вампиры описаны как мировое зло, и мне немного жаль, что я недодала им человечности. Привлекательно звучит идея, что и чудовище может чувствовать, правда? Не уверена, что к моменту воплощения романа эта идея все еще будет казаться мне привлекательной и впишется в сюжет, но… Враг не должен быть картонным пугалом, наделённым только отрицательными чертами. Я за неоднозначность персонажей.
читать дальше
А как вообще у тебя формируются идеи произведений? Ты изначально закладываешь некие тезисы, наподобие того, что написала выше, или они приходят уже в процессе работы?
Да, какие-то тезисы я закладываю изначально, записывая идею буквально парой-тройкой строк, чтобы не забыть. Это выглядит примерно так: герой — такой-то, с ним происходит что-то, в результате этого происходит что-то и заканчивается все примерно вот так. Потом я эту сырую материю трансформирую, перерабатываю, изменяю, обдумываю, и изначальная идея меняется довольно существенно. Только не проси меня рассказать, как это происходит. Наверное, это будет вопрос к практикующим нейропсихологам и специалистам по работе мозга. Как-то происходит. Для меня это примерно в равных пропорциях волшебство и труд.
Не все из нас владеют волшебством, поэтому — с чего бы ты посоветовала начинать тем, кто только приступает к работе над своим первым произведением?
Такие рекомендации я считаю делом совершенно бессмысленным, потому что у каждого работа над текстом происходит по-разному. Единственное, что могу посоветовать, — придумайте что-то, о чём вам будет интересно рассказывать. Какая-то цепляющая тема, интересный персонаж, специфическая стилистика или прикольное построение сюжета...
Что стало такой зацепкой для тебя при работе над «Чёрно-красным флотом»?
Признаюсь как на духу — я не помню. Работу над текстом я начинала около пяти лет назад. На момент, когда собралась продолжить, была написана начальная сцена в космопорте и пара строк с напоминанием, что на борту будет вампир. После одного из отзывов жюри у меня забрезжили смутные воспоминания, что, кажется, пять лет назад я собиралась сделать камерный детектив с поисками убийцы. Кажется, я была вдохновлена какой-то космооперой. Возможно, это был Вебер с его «Хонор Харрингтон». Как можно заметить, идея трансформировалась.
Иногда они возвращаются, да. На самом деле, удобно иметь складбище идей, периодически к нему возвращаться, производить раскопки и понимать, что из этого хотелось бы закончить, а что стоит оставить набросками.
Уверен, что занятое второе место мотивирует тебя работать дальше и писать новые рассказы и, как ты говорила, даже более крупные произведения.
Спасибо, мне тоже нравится то, что получилось из «Флота», и я очень рада, что жюри, кажется, тоже с этим согласилось. Второе место и в самом деле оказалось на редкость вдохновляющей мотивацией. Я хочу проверить, была ли это случайность, так что, если получится, на следующий конкурс напишу еще что-нибудь.
В интервью с Марией вопросы пересекались с предыдущей беседой лишь частично, и это был очень интересный опыт — поговорить с двумя совершенно разными людьми об одном и том же рассказе.
Сразу хочется отметить невероятно комфортный ритм текста. Ощущений, что я что-то упустила, не успела понять, не возникло. Ты обращаешь внимание на скорость подачи текста (сюжета)? Вдогонку вопрос: как появился этот конкретный сюжет? И как вообще они у тебя рождаются?
Во-первых, спасибо за комплимент. Во-вторых, действительно честным ответом на вопрос о зарождении именно этого сюжета будет «я не помню». Павел тоже спрашивал об этом. Вообще же зарождение сюжетов — это странный процесс. Меня может вдохновить книга, фильм, музыка, увиденная на улице сценка или человек. И это вдохновение преобразуется в моей голове в зачаток истории.
Не страшно ли было поместить мисс Шелтон в её самый главный кошмар? Она написала книгу, погрузилась в тему, занималась с терапевтом, даже выучилась стрелять! Всё это, чтобы научиться справляться со своей фобией. А в итоге! Получилось, что столкнулась с реальным, одним из самых сильных вампиров. Да ещё и в таких безвыходных, в прямом смысле, обстоятельствах! Сложилось ощущение, что вся предыдущая жизнь была не работой с фобией, а подготовкой к реальности, которая её ждала.
Я думаю, каждый из нас рано или поздно сталкивается с тем, что его пугает, и лучше быть готовым к такому столкновению. Встреча с вампиром в мире Авроры была так или иначе неизбежна — их довольно много в людских мирах, пусть и не настолько сильных, как Калеб Штерн.
Очень интересный момент, что чтобы скорректировать курс нужны оба: навигатор и капитан. В этой паре, если учитывать, что они долетели бы по плану, такой уровень доверия, что один спокойно хлещет вино, а второй знает, что всё будет ок! Интересно, если переводить на обычную жизнь, как думаешь, если нужны как минимум двое, чтобы прийти к какой-либо цели, могут ли партнёры вести свой индивидуальный образ жизни? Или потребуются вносить коррективы в поведение каждого? Возможен ли союз разных людей? Не обязательно брачный даже, например, писательский.
Союз разных людей — это самое интересное! По крайней мере, в литературных условиях. Правда же интересно читать о преодолении сложностей разного характера? Но это не случай навигатора и капитана, у них никаких сложностей не предвиделось — маршрут предполагался простой, корректировку курса они могли бы произвести и с закрытыми глазами. Что касается жизни, то как же не учитывать специфику партнёра? Коррективы так или иначе вносить, конечно, потребуется.
В финале, когда звучит: «Они оглушительно приветствуют своего вернувшегося правителя. И меня, летописца нового порядка», как думаешь, мисс Шелтон сжилась со своей новой ролью? Её жизнь поменялась за день. Я, примеряя на себя, даже не знаю. Тут такой выбор без выбора. И пока они не приземлились, вроде как ещё «всё по-прежнему». Что чувствовала мисс Шелтон?
Я думаю, к концу рассказа она ещё не отошла от шока, так что не чувствовала на этот момент ничего. В голове я держу идею, что как раз такая шоковая терапия поможет ей преодолеть фобию.
Руки и пальцы мисс Шелтон. Они как отдельный персонаж. А когда в руках появляется пистолет, эти же руки не дрогнули. Сложилось впечатление, что мисс Шелтон, хоть и отдавала себе отчёт о течение своей фобии, о её наличии, страхах и т.д, однако, сил и мощи в ней хватило бы на главного героя злодея. Опровергни мои догадки или, наоборот, подтверди.
Как и всякий настоящий герой, Аврора должна сначала победить себя. В целом, она к этому уже готова, уже стоит на самой грани победы, но пока что её не перешла.
Если позволишь вопрос-сомнение: почему такого опасного Лорда отправили в пассажирской посудине? Да ещё и с минимум охраны. И ещё: почему никто на Земле не забеспокоился, когда корабль сменил курс? Я, как читатель, приму любой сюжет. Поэтому тут будет достаточно ответа — «потому что я так написала»
О, этому у меня есть объяснение, но я его не расскажу! Не хочу спойлерить. Вдруг я всё же соберусь с силами и напишу продолжение?
Очень интересно, давно ли ты пишешь, как начиналась твоя творческая история?
Если считать самое-самое начало, то со школы. Тогда мы с подружками писали любовные псевдоисторические романы, которые, к моему глубокому сожалению, не сохранились. Литературных достоинств у них не было, только ностальгические. С тех пор пишу нерегулярно и разное.
Я много раз слышала, что персонажи сами рассказывают истории, а автор слушает их, идёт за ними и записывает? Какая с персонажами складываются отношения у тебя?
Ну уж нет! Я пишу сама! Не надо мне диктовать! Иногда, впрочем, я понимаю, что у персонажа должно быть, например, другое имя. И это все вольности, которые я им позволяю.
О, как! Можно ли сказать, что ты пишешь более чем осознано? И в этом смысле, через истории ты передаёшь нам, читателям, свои мысли, рассуждения и, может быть, даже страхи?
Да, пишу я более-менее осознанно. Конечно, есть моменты, когда текст захватывает, и кажется, что он пишется сам, но это не так. Тем не менее, конечно, я передаю свои мысли, рассуждения и страхи, потому что всё, что есть в моих текстах, так или иначе взялось из моей же головы.
Участвовала ли ты раньше в конкурсе? Что чувствуешь, заняв высокое место?
Когда-то давным-давно я участвовала в «Грелке». Один раз. Не помню, чем дело кончилось. Когда я узнала о втором месте на «Трансильвании», в первую очередь удивилась, и удивлена до сих пор, но теперь одновременно и страшно рада. Это очень вдохновляющее ощущение.
Интересно ли тебе было поучаствовать в конкурсе в качестве судьи? Изменилось бы твоё восприятие чужих текстов в таком случае?
Благодаря администрации, желающие уже поиграли в судей, в том числе и я. Это оказалось очень познавательное и ответственное занятие. Читать тексты не просто так, а с целью, для меня не ново — пять лет на филологическом дают себя знать. Восприятие текста, несомненно, меняется: ты начинаешь куда отчётливее видеть и плюсы, и минусы, и места, требующие доработки.
Как ты выбираешь что тебе почитать? Рекомендации друзей, какие-то обзоры? Чем руководствуешься при выборе текста?
Как правило, опираюсь на рекомендации друзей. Прочитываю первую страницу или две, и если книга увлекла или не вызывает негативных эмоций, читаю дальше. Есть авторы, которых я читаю по умолчанию, как только у них выходит что-то новое. Это, например, Стивен Кинг, Генри Лайон Олди, Донна Тартт, Джоан Роулинг. Есть авторы, к новинкам которых я присматриваюсь, но не всегда читаю: Олег Дивов, Ольга Громыко, Сергей Лукьяненко, Вадим Панов и другие.
Сталкивалась ли ты с критикой своих текстов? Как к ней относишься?
Я люблю критику. Это повод присмотреться к собственному тексту и, может быть, исправить.
Очень интересно, как ты хранишь идеи для будущих произведений? Есть ли такая копилка?
Да, у меня есть складбище идей в гуглодоках. Кажется, пришла пора его разобрать…
Когда я заканчиваю читать книгу, с последней её строчкой для меня заканчивается целая эпоха. Я настолько погружаюсь в сюжет, что потом ещё несколько дней хожу под впечатлением. Очень интересно, когда твой рассказ закончен и готов к публикации, что ты чувствуешь?
Это очень смешной вопрос, на самом деле, потому что я никогда не чувствую, что рассказ закончен. Наверное, это как ремонт — закончить текст невозможно, можно только остановиться.
Вот это да! Решение остановиться! Я думаю, что это можно использовать как один из способов взаимодействия с миром в целом! Когда, например, трудно принять решение, можно остановиться... Я должна подумать над этой мыслью. Спасибо!
Продолжает ли уже написанный рассказ жить с тобой? Переживаешь ли ты с героями события или их чувства, когда они уже были написаны?
Иногда такое случается, но, как правило, в голову уже стучатся другие идеи и требуют внимания.
Хватает ли тебе времени, чтобы заниматься писательством? Если представить, что есть такие идеальные условия, для того, чтобы творить, какие бы они были у тебя?
Времени не хватает никогда. Идеальными условиями, наверное, было бы: запереться в квартире с едой, кошками и мужем и никогда оттуда не выходить. Если только летом, когда тепло.
Ты любишь тепло? Скажи, в какой уголок земного шара ты отправилась бы при первой возможности?
В Доминиканскую республику, на берег Атлантического океана.
А почему в качестве бонусного выбран рассказ «Ленка»?
"Ленка" - это совсем старый рассказ. Мне кажется, будет любопытно сравнить, как менялся стиль повествования, построение сюжета и герои.
Ещё раз тебя поздравляю! Огромное спасибо за ответы, что нашла время. Я второй раз получила невероятное удовольствие и порцию вдохновения общаясь в режиме интервью!
И тебе спасибо за интересную беседу! Надеюсь, не последнюю.
URL записи